Многие радиолюбители используют компьютеры в своих шеках.
В основном, конечно,
для ведения аппаратного журнала. Но с ростом производительности персональных
компьютеров сфера их применения стала расширяться.
Радиолюбители стали использовать
ПК для обработки принятого сигнала и формировании сигнала для передачи(цифровые виды связи). Так же появились программы-фильтры(DSP-фильтры),
"эмулирующие" работу настоящих
фильтров, позволяющие оперативно менять полосу пропускания, подавлять шум и т.д. Все эти программы для обработки сигнала используют вычислительную мощность центрального процессора ПК, что требует от него определенной производительности. Звуковая
плата используется только как ЦАП/АЦП. Никакими аппаратными возможностями звуковых
карт обычно не пользуются.
Серия звуковых карт компании Creative Labs всегда радовала своим качеством. Начиная с модели SB Live и выше - карточки оснащены специальными
сигнальными процессорами (DSP) EMU10K1 (различные модификации SB Live, Audigy) и
более совершенными EMU10K2 (Audigy2). Драйверы стандартной поставки к этим картам
поражали воображение по количеству настроек звука(эквалайзер, реверберация и т.д.),
которые реализовались аппаратно самой картой. Аппаратная реализация звуковых
эффектов позволяла достигать отличного результата приминимальных нагрузках на систему
(до сих пор помню впечатления от игры в Quake 2 на компьютере Pentium-166 с картой
SB Live и 3D звуком). С тех пор я окончательно "запал" на SB Live! и использую до сих пор.
Получив максимум возможностей, сервиса и удовольствия от прослушивания музыки с помощью этой платы, я стал задумываться об использовании аппаратных возможностей SB Live! для обработки звука при работе в радиоэфире. Оказалось, что в наборе фильтров и эквалайзеров есть фильтры Notch(для подавления определенной частоты) и BandPass(для выделения опрделенной частоты), фильтр LowPass. Фильтр HighPass(пропускает только частоты выше определенной), а фильтр LowPass(только ниже определенной частоты). Фильтры LowPass, HighPass и Notch могут быть использованы при работе с SSB, а BandPass для приема телеграфа. Есть так же мноество других фильтров, которые можно использовать как для обработки передаваемого сигнала, так и для формирования своего уникального сигнала на передачу.
Объем изложенного материала оказался достаточно большим, так как я попытался описать все максимально понятно и с большим количеством примеров. Я вообще считаю, что чем больше примеров, тем проще разобратьтся. Так же одной из причин явилось то, что уже трое знакомых мне людей, попробовав KX-драйверы, отказались от их использования(для кого-то слишком много возможностей, кто-то не разобрался с воспроизведением MIDI и записью). Поэтому сначала будет рассмотрена установка KX-драйверов; затем будут описаны первые возможные трудности и проблемы, с которыми может столкнуться пользователь и их решение; после этого будут рассмотрены элементы управления и настройка; далее будет рассмотрено несколько примеров настройки DSP для прослушивания звука; запись сигнала; работа со Spectra Lab и программным DSP; потом пойдут примеры использования в радиолюбительских целях; затем будут предоставлены записи с эфира с обработкой DSP звуковой платы. В предпоследней части я рассмотрю проблемы и ограничения при использовании платы. В конце изложения попробую сделать выводы о полезности использования звуковой платы SB Live! в радиолюбительских целях.
Надеюсь, что после прочтения данной статьи появится больше как пользователей звуковых карт с чипами EMU10k1/k2 так и пользователей KX-драйверов, а информация в статье научит основным принципам их использования. Если после прочтения все-таки останутся какие либо вопросы, то мне будет интересно попытаться решить их вместе с вами.
Следующим сюрпризом со стороны карт этой серии стали альтернативные
драйверы, написанные группой разработчиков во главе с Евгением Гавриловым. Они позволили использовать скрытые возможности процессора звуковой платы SB Live!.
Драйвер соответствует спецификации WDM (Windows Driver Model) и может работать в следующих операционных системах: Windows XP, Windows 2000, Windows 98 (только Second Edition) и Windows Me.
При установке драйвера становятся доступными следующие функции:
- запись и воспроизведение звука в MME-программах Windows;
- запись и воспроизведение звука в ASIO-программах (Steinberg Cubase и Nuendo, Logic Audio);
- использование внутреннего процессора для обработки эффектами как отдельных треков многодорожечного проекта, так и всего аудио- и MIDI-потока, поступающего на выход звуковой платы;
- 16 независимых шин, используемых при внутренней коммутации сигналов и эффектов;
- от четырех до восьми (в зависимости от применяемой звуковой платы) независимых аналоговых выходов;
- MIDI-синтезатор, "понимающий" формат SoundFonts;
- DirectSound 2D;
- DirectSound 3D (программная имитация, работает только в режиме с двумя громкоговорителями);
- полное управление вводом-выводом AC97;
- программное AC-3 декодирование;
- изменение микрокода DSP (для инженеров и разработчиков);
- изменение внешнего вида интерфейса при помощи "скинов".
Кроме того, все внутренние соединения (блоки эффектов, маршруты прохождения сигналов от входа платы до любого из ее выходов и шин) можно программировать при помощи очень простого и наглядного интерфейса.[1]
Сигнал с аналоговых входов, с программных источников может быть обработан в DSP
различными эффетами. Может быть выбран произвольный порядок следования эффектов.
Плата представляется системе не как одно устройство, а как 4. Фронтальный стерео выход
и стеревыход на тыловые колонки представляются как отдельные выходы и могут
произвольно использоваться.
Вот несколько примеров:
1.Можно запустить две программы воспроизведения звука(например wimamp). Один настроить на первую виртуальную карту, второй - на вторую. Далее сигналы отправить: один на фронтальный выход, второй сигнал на тыловики. И если подключить к зелёному разъему на
карте одни наушники, а к чёрному другие, то два человека могут не мешая друг другу слушать разную музыку.
2.Если требуется время от времени воспроизводить звук то на наушники то на колонки, то
постоянно приходится "перетыкать" разъемы(или использовать какой либо внешний разветвитель). В случае с SB Live можно подключить колонки к одному стереовыходу, а наушники к другому и "расщепить" сигнал на два выхода. Плюс к этому сигнал для колонок
и для наушников может быть по-разному обработан(т.к. АЧХ разная, а в наушниках хотелось бы еще слышать, например, эхо).
3.Сигнал со входа карты(mic/line/cd) может быть в реальном времени обработан и подан на выход. Например сигнал с магнитофона (обработкой эквалайзером), с микрофона (эквалайзер, лимитеры, компрессоры, эхо), с электрогитары(эквалайзеры, лимитеры, компрессоры, дисторшны, флэнжеры, эхо), с ТРАНСИВЕРА!(эквалайзеры, notch и CW фильтры).
Для установки драйверов их необходимо "скачать" с сайта разработчиков www.kxproject.com. Там же есть инструкции по использованию, в том числе и
на русском языке.
В целом установка драйвера не должна вызвать сложностей и проблем.
Запускаем exe файл с установщиком и следуем инструкциям
Установка закончена. Для проверки можно зайти в диспетчер устройств.
В панели задач добавляется пункт для запуска микшера.
После перезапуска компьютера или запуска Kx mixer в системном трее(возле часов) появится значек KX.
Если дважды щелкнуть мышью по значку - откроется основное окно системного микшера с закладками и кнопками для управления картой.
Нажатие правой кнопки на значке в трее вызовет контекстное меню с дополнительными настройками.
Установка закончена. Можем поздравить себя с началом долгого пути в изучении управления сложного продукта под названием KX Project.
Дополнительные возможности управления картой оборачиваются и определенными сложностями. Большое количество настроек пугает. Из-за этого некоторые пользователи не до конца разобравшись в возможностях, отказываются от Kx-драйверов в пользу стандартных.
Сразу же после установки оказывается так, что звук перестает воспроизводиться. Например, WinAmp играет, а звука нет. Это связано с тем, что по умолчанию передние и задние колонки поменяны местами. Это связано с тем, что для выхода на тыловые колонки карта имеет
более качественный ЦАП. Для того, чтобы звук "появился" - нужно или переподключить колонки(наушники) из зеленого разьема в черный(тыл). Либо в настройках снять галочку "Поменять местами Тыл и Фронт".
MIDI-синтез не работает сразу после установки потому, что по умолчанию не загружен никакой банк инструментов. Профессиональные специалисты по звукозаписи имеют различные банки с инструментами и подгружают их по необходимости. Но если под руками нет ничего подходящего или вы просто не знаете, что такое банк инструментов, то есть один выход.
В системе Windows в папке \system32\drivers есть файл 2gmgsmt.sf2, который является самым простейшим банком с инструментами. Его и можно использовать. Для этого нужно открыть закладку Kx SoundFont, нажать + "Загрузить SoundFont"
и выбрать файл, например c:\windows\system32\drivers\2gmgsmt.sf2
нажать на галочку
Банк успешно загружен. Теперь можно слушать караокэ, рингтоны и прочее, что использует MIDI-звук.
Обычно выбор источника сигнала для записи происходит на системном микшере через закладку "запись"(Системный мишер->Параметры->Свойства). После же установки Kx-драйверов, оказывается, что здесь применяется другой подход. Более того - может оказаться так, что в наушниках слышно сигнал с входа, а запись его не производится. Еще более странно работают программы с обработкой звука со входов в реальном времени, ктоторые получают сигнал, обрабатывают его и выводят на динамики. Они либо вообще не получают сигнала, либо, когда в процессе экспериментов с настройками платы сигнал все-таки удается подать на запись, начинают захлебываться в эхе своего собственного сигнала. Это связано с особенностями записи звука в Kx-системе. В качестве лирического отступления стоит заметить, что система Kx по управлению картой предусмотрена для профессионалов в области звукозаписи(для которых все эти нюансы понятны, в отличии от меня) и поэтому используются соответствующие приемы управления.
Далее будут рассмотрены приемы работы с элементами управления. Системный микшер содержит только основные элементы управления. Элементы управления системы KX рассматриваются при настройках по умолчанию. Элемент KX Рутер в данной статье не рассматривается, из за не достаточного iq автора этой статьи. Элемент KX Редактор позволяет редактировать непосредственно код цифровых фильтров. Те кто зают как это делать могут данную статью не читать вообще, т.к. ничего нового для себя не найдут. Элемент KX Автоматизация, насколько удалось понять, используется для управления параметрами фильтров через MIDI-устройства. Более подробно не изучено по той же причине, что и KX Рутер. KX Пульт не реализован в драйверах(пока). KX SoundFont позволяет загружать MIDI-банк(и), рассматривалось выше.
Двойное нажатие по значку KX в трее или выбор по правой кнопке мыши из контекстного меню пункта "KX микшер" откроет окно управления микшером. По умолчанию открывается закладка "Мастер", в которой происходит управление общим уровнем выхода и отдельно уровнями PCM (выходы всех аудиопрограмм) и MIDI.
Кнопочки, расположенные на апплете вместе с фейдерами, позволяют включать и отключать цифровой и аналоговый выходы платы и, что интересно, менять местами фронтальные и тыловые каналы мониторинга. По умолчанию, кстати, после установки драйвера основными каналами мониторинга становятся именно тыловые каналы, так что не забудьте переключить миниджек, которым подключена ваша мониторная система, из фронтального выхода звуковой платы в тыловой. Сделано это для того, чтобы использовать для мониторинга более высококачественный небуферизованный выход тыловых каналов. Впрочем, если вас это не устраивает, всегда можно снять "галку" под надписью "Поменять местами фронт и тыл", стоящую там по умолчанию, и мониторить по-старому.[1]
Ряды кнопок слева и снизу отображаются всегда не заисимо от выбранной закладки:
Слева, свеху-вниз расположены кнопки: "Мастер" с основными настройками; "Входы и выходы", "Запись", "AC97 кодек", "Эффекты", "SoundfFont", "Анализатор".
Снизу, слева-направо расположены кнопки: "KX DSP", "KX Router", "KX Автоматизация", "Помощь", "Провера колонок".
На закладке "Входы и выходы" расположены регуляторы уровней мониторинга отдельно фронтального и тылового каналов, уровня цифрового SPDIF-выхода и выхода для наушников (в качестве которого может использоваться выход субвуфера и центрального канала — если они есть, конечно).
Перечисленные органы управления доступны при использовании плат SB Live! и Value, с другими платами картина может сильно отличаться — появляются дополнительные цифровые и аналоговые выходы. Замечу, что положение регуляторов, расположенных на этой закладке, не влияет на уровень записываемого сигнала, а лишь регулирует его громкость в мониторах в процессе записи и, естественно, воспроизведения.[1]
 
Органы управления, расположенные на закладке "Запись", позволяют установить желаемый уровень сигнала для записи с каждого из имеющихся входов. Уровень сигнала, приходящего с линейного и микрофонного входов, устанавливается регулятором АС97 (несложно догадаться, что за этим фейдером скрываются еще несколько входов, о них — чуть позже). Там же находятся два фейдера, позволяющие регулировать отдельно уровень записи эффекта (по умолчанию — ревербератора и хоруса), если вдруг возникнет необходимость записать аудио- или MIDI-сигнал с выхода платы, обработав его при этом имеющимися эффектами.[1]
 
Страничка "AC97-кодек" (Audio Codec 97) управляет выходами и входами AC97-кодека.
Выходы:
"TAD Out" — выход на внешнее телефонное устройство
(моно). Представляет собой четырехконтактный разъем, расположенный
непосредственно на плате и обозначенный "TAD".
"PCSpkr" —
моновыход на PC-спикер. Расположен там же на плате.
Входы:
"TAD In" — аналогично TAD Out, только наоборот: вход с
внешнего устройства.
"Аналоговый CD-вход" — вход для подключения
аналогового выхода CD-ROM. Не путайте его с электрическим входом для
записи с цифрового выхода CD-ROM, регулятор которого расположен на
вышеупомянутой закладке "Запись".
"Микрофон" — моновход для
подключения конденсаторного микрофона.
"Видео вход" —
стереофонический аудиовход для записи с внешнего источника видео. В
большинстве КХ-совместимых звуковых плат отсутствует.
"AUX" —
дополнительный вход, расположенный непосредственно на плате и
обозначенный "AUX_IN".
"Line In" — линейный вход; основной вход,
используемый для записи. Трехконтактный миниджек, расположен на
задней стороне платы.
Дополнительные органы управления:
"Reset" — сброс всех
настроек микшера к их исходному состоянию.
"Mic Boost" —
увеличение сигнала с микрофонного входа на 20дБ.
"3DSE" —
условно-полезная функция управления режимами 3-D звука. Доступны
следующие значения: "Выкл.", "Мало", "Средне", "Много".
"Источник
АС97" — источник записи. Из всего набора входов одновременно запись
может быть произведена только с одного из них — того, который будет
выбран из этого выпадающего меню. Исключение составляет случай,
когда выбирается режим "СтереоМикс" (или "МоноМикс"). Тогда на
запись идет сумма со всех входов плюс выходной РСМ-сигнал —
системный звуковой выходной сигнал. Подробная блок-схема звуковой
платы и пути прохождения сигналов представлены на следующем рисунке.
Соединения, образующиеся при включении режима "СтереоМикс",
обозначены пунктирной линией.[1]
 
В процессе написания стати еще раз убедился в двух пословицах/поговорках: "не стоит изобретать велосипед" и "если ничего не помогает - пора почитать инструкцию". Тем
более, что наконец-то удалось получить официальную инструкцию на русском языке.
kxhelp_ru.chm
 
Пожалуйста прочитайте вышеуказанную иструкцию или хотя бы главу "KX DSP" для того, чтобы знать назначение прямоуголников в окне внутренних соединений драйвера.
 
Итак. Рассмотрим стандартную конфигурацию соединений драйвера.
Основные элементы схемы:
1.Объекты из которых исходят входные сигналы(физические входы, виртуальные потоки сгенерированные компьютером);
2.Router;
3.Объект в которые выходит обработанный сигнал(физические выходы, ASIO);
4.Объекты обработки сигнала(эффекты);
1.Входные сигналы.
- внутренние сигналы, генерируемые операционной системой: волновой (Wave) сигнал - звук, воспроизводимый приложениями такими как WinAmp, SoundForge и прочие; выходы MIDI синтезатора при воспроизведении mid файлов или при работе других программ, которые получают звук, используя синтезатор звуковой платы(CakeWalk).
- Внешние сигналы, поступающие на физические входы звуковой платы: линейный вход, микрофонный вход, вход с CD-ROM'а.
 
Внутренние входные сигналы на схеме внутренних соединений выходят из объекта FXBus
FXBus - виртуальные 'потоки', идущие от звуковой платы к окну DSP. Весь звук, который генерируется на компьютере музыкантами и программами-секвенсорами, проходит через один или несколько из них (обычно в стерео парах).
Настройки по умолчанию: Волновой (Wave) выход левый и правый - в FXBus 0 и FXBus 1. Выход MIDI синтезатора левый и правый - в FXBus 02 и FXBus 03. Surround (AC3) и DirectSound 3-D - расположены от FXBus 04 до 09.[2] Так же в тех программах, где имеется возможност выбрать устройство вывода звука имеется возможность выбрать одну из нескольких виртуальных карт. По умолчанию обычно выбирается вывод на "Первичный звуковой драйвер" или "...0/1". В этом случае аудиосигнал будет сниматься со входов 0 и 1 объекта FXBus. Но есть возможность перенаправить вывод на другие "карты": "...4/5", "...6/7" и "...8/9". В этом случае сигнал будет появляться на других входах. Это позволяет работать одновременно нескольким программам вывода звука не смешивая сигнал и обрабатывая его раздельно. Разные сигналы могут выводится на разные физические выходы(например два независимых WinAmp'а один из которых играет в наушниках, а другой в колонках) или определенным образом взаимодействовать друг с другом(смешиваться и пр.). |
Входы звуковой платы располагаются в объекте пролог. Другими словами, выходы на прологе представляют собой физические входы на вашей звуковой плате (на фронтальной части платы, дочерних платах или внешних устройствах, связанных с платой). Эти разъемы - стерео пары и соответствуют нижней строке фэйдеров, расположенных на вкладке "входы и выходы" окна kX микшера.
Обратите внимание, что эти фэйдеры не затрагивают параметров записи, но в действительности затрагивают уровни ASIO. На платах 10k1 пролог представляет следующие входные сигналы (7 стерео пар):  In0/1: AC97 - левый/правый  In2/3: CD Цифровой - левый/правый  In4/5: I2S - левый/правый  In6/7: Coaxial / Optical - левый/правый (LiveDrive)  In8/9: Line 2/mic 2 - левый/правый (LiveDrive)  In10/11: Coaxial / Optical - левый/правый (LiveDrive/дочерние платы)  In12/13: AUX 2 - левый/правый (LiveDrive) [2] |
Объект маршрутизации (routing) производит микширование всех поступающих сигналов и распределение посылов на правильные выходы (эффекты, запись и т.д). Routing микширует входы пролога с сигналами FXBus и направляет их на различные выходы, в зависимости от ваших параметров настройки микшера, включая фронт, тыл, центр, сабвуфер, наушники и, не в последнюю очередь, настроек записи (но не ASIO записи).[2] Другими словами этот объект осуществляет все манипуляции с полученным звуком, управляя его перенаправлением на физические выходы, на запись или на ASIO. Работая с фейдерами на закладках KX Микшера, мы влияем именно на этот объект. В принципе можно непосредственно соединить выходы объектов входных сигналов со входами объекта физических выходов карты, не используя объекта Routing, и получить звук на выходе. Но в этом случае окажутся неработоспособными системный микшер и KX Микшер. |
Эпилог представляет собой физические выходы вашей звуковой платы, включая входы на запись и 16 входов на ASIO запись .
Обычно, соединены все выходы, но в некоторых случаях (например, установка двух колонок) вам необходима только одна пара кабелей, которая соединяется с выходами на колонки. Соединения на запись сделаны согласно параметрам настроек вкладки запись окна kX микшера. Обратите внимание, что эти параметры настройки затрагивают только фактическую запись, а не то, что вы слышите. Также, это не затрагивает ASIO запись. Последние 16 каналов - входы на ASIO запись. Они связаны в стерео пары (четный/нечетный равные левый/правый), когда ASIO запись установлена в режим стерео записи. Вы можете подключить к этим входам любой выход любого объекта.[2] Out0/1:Аналоговый фронтальный выход левый/правый; Out2/3:Основной SPDIF выход левый/правый; Out4/5:SPDIF1 выход левый/правый; Out6/7:SPDIF2 выход левый/правый; Out8/9:Аналоговый тыловой выход левый/правый; Если в настройках поставлена галочка "Поменять местами Тыл и Фронт" то у названия этих входов (0, 1, 8 и 9 будет в квадратных скобках подписано [swapped]) Out17:Аналоговый центр; Out18:Аналоговый subwoofer; Asio0..Asio15:входы на ASIO запись; |
Далее будут приведены сначала простейшие схемы, а затем примеры использования KX драйверов для различные применений.
Для того, чтобы записать сигнал нужно сначала выбрать источник(на закладке "Запись"): физический или программный:
В случае если запись будет вестись с физического входа, то на закладке "AC97-кодек" выбрать источник:
Причем если выбрать стерео- или мономикс, то запись будет производиться с внутреннего программного звука, который может быть смесью всех сигналов: и программных и физических.
Если есть необходимость производить мониторинг записываемого сигнала через колонки, то у соответствующих источников нужно выбрать соответсвующий уровень на закладке "Входы и выходы":
Внимание! Если включить мониторинг сингала с AC97, а в качестве истотчника сигнала будет выбран моно- или стереомикс, то воспроизводимый сигнал вновь и вновь будет попадать на "вход" AC97 и воспроизводиться снова. Тем самым будет образовываться "кольцо". Если Уровень усиления будет меньше 0 db, то будет наблюдаться эхо, а если больше, то будет происходить самовозбуждение и сигнал через определенное время достигнет максимума. Будет слышен неприятный громкий звук.
Дальнейшая работа в программах звукозаписи не отличается от стандартных драйверов.
В стандартной конфигурации звук, воспроизводимый программами windows, будет анализироваться программой Spectralab без дополнительных настроек kx-драйверов. Но есть два варианта работы.
1.Анализ сигнала с программных источников.
Если зайти в kx-mixer на закладку запись, то мы увидим положения фейдеров "Мастер уровня записи", "Уровень записи Wave" и т.д. в ненулевом положении. Фейдеры управления физическими входами стоят в положении inf(отключены). В этом случае на вход звукозаписывающих программ пойдет сигнал Wave(генерируемый программами), а так же сигналы с других источников(если они есть).
Таким образом сигнал, выводимый программой winamp, будет воспроизводиться через мониторные системы и, попадая на канал записи, будет анализироваться программой SpectraLab.
На рисунке кружочком обведены линии, по которым сигнал попадает на входы RecL/RecR.
2.Анализ сигнала с физических входов.
Для того, чтобы проанализировать сигнал с физического входа(например линейного), необходимо подать на запись сигнал с соответствующего входа.
Для этого сначала на закладке "AC97-кодек" выбрать источник сигнала(например "Лин. Вход"), фейдером "Gain" поставить уровень усиления сигнала.
Затем на закладке "Запись" установить "Уровень записи с AC97-кодека".
После этого программа SpectraLab начнет анализировать входящий сигнал. Если так же есть необходимость в прослушивании входного сигнала, то на закладке "Входы и выходы" нужно установить необходимый уровень фейдером "Вход AC97".
Так же при помощи сигнала с AC97 можно проанализировать и звук с программных источников, если в качестве источника выбрать моно- или стереомикс.
Работа с программными DSP будет рассмотрена на примере программы DSP Filter Ver1.11 (C) JE3HHT 2000.
Программные DSP берут сигнал с источника, который выбран для записи, обрабатывает и программно воспроизводит. Для того, чтобы осуществить это
в KX-драйверах необходимо проделать следующее:
На окне KX DSP мы видим определенную схему, с помощью которой соединяются входы и выходы. В "середине" расположены объекты обработки сигналов. В приведенных ниже примерах будет обрабатываться сигнал с линейного входа и подаваться на выход. Отличаться схемы будут только цепочками обработки звука. Основная часть будет всегда одна и та же. Поэтому в примерах схема целиком приводиться не будет.
 
Схему обработки сигнала с физических входов можно выполнить двумя способами:
1.Внося изменения в схему по умолчанию. В этом случае схему нужно будет скорректировать следующим образом: объект(ы) обработки сигнала включается в разрыв линий, идущих с объекта prolog(AC97 Left/Right) на объект xrouting; а чтобы результат обработки сигнала можно было увидеть в программе SpectraLab - нужно сигнал с выхода объекта(ов) обработки послать на вход записи epilog(RecL/RecR).
2.Создавая минимально необходимую схему. В этом случае на схеме DSP будет присутствовать только объект получения сигнала с физического входа, объект обработки сигнала, и объект вывода сигнала на физические выходы(и на анализ). Это позволяет сэкономить небезграничные ресурсы при схемах обработки, требующих больших объемов в памяти DSP.
Соединения производятся следующим образом: сигнал с объекта prolog(AC97 Left/Right) подается на объект(ы) обработки сигнала, а дальше на объект epilog(Analog Front Left/Right, Analog Rear Left/Right и RecL/RecR)
Простейший CW - фильтр реализуется с помощью объекта EQ Bandpass:
Выбираем частоту и добротность фильтра:
Результат фильтрации:
Чтобы увеличить добротность фильтра - можно сделать цепочку из нескольких объектов. Но если потребуется поменять частоту фильтра, то необходимо будет поменять параметры каждого объекта. Так же, в связи с тем, что обрабатываемый сигнал как правило моно, можно использовать оба канала объекта. Для этого сигнал подводится к левому входу объекта, с левого выхода обработанный сигнал подается на правый вход того же объекта и результат снимается уже с правого выхода:
Результат фильтрации:
Работать с таким фильтром в эфире достаточно сложно, поэтому необходимо предусмотреть его отключение на время поиска станции. Для этого можно применить один фильтр(как в первом варианте) для поиска и другой для работы. Для плавного переключения между ними можно использовать кроссфейдер:
Результат фильтрации:
Простейший SSB - фильтр реализуется с помощью двух объектов: ВНЧ и ФВЧ(EQ Lopass и EQ Highpass)
Выбираем верхнюю, нижнюю частоту и добротность фильтра:
Результат фильтрации:
Если же схему немного усложнить и изменить параметры:
,то можно получить уже следующий результат:
Notch - фильтр реализуется с помощью объектов EQ Notch, включенных последовательно:
Каждый фильтр работает на определенную частоту и моет быть выключен кнопкой "Байпас".
Сложность составляет оперативная и точная установка на нужную частоту: при управлении фейдером при помощи мыши точность установки много больше 1 Гц, а управление стрелками на клавиатуре очень медленное.
DSP процессор может быть использован не только для обработки принимаемого сигнала, но и для корректировки передаваемого в эфир. Так как KX-драйверы ориентированы именно на звукозапись и обработку звука, то выбор здесь очень большой: эквалайзеры, реверберация, компрессия и т.д.
Filtr | Mod | Freq | Fine | Bandwidth | Gain |
---|---|---|---|---|---|
1 | PA | 63 | +5 | 70 | +14 |
2 | PA | 100 | 0 | 60 | -3 |
3 | PA | 125 | +3 | 60 | +3 |
4 | PA | 160 | -3 | 120 | -25 |
5 | PA | 200 | +3 | 60 | -3 |
6 | PA | 320 | +1 | 40 | +1 |
7 | PA | 400 | +6 | 60 | -15 |
8 | PA | 800 | +1 | 40 | -1 |
9 | PA | 1 K | +1 | 5 | -5 |
10 | PA | 1.6 K | -3 | 5 | -6 |
11 | PA | 2 K | +1 | 45 | -3 |
12 | PA | 3.2 K | 0 | 5 | +1 |
Добавить объем в сигнал позволят объекты реверберации.Параметры на вкус.
Объект Reverb Lite
Более "навороченный ревербератор" Reverb R из дополнительного набора имеет следующий вид:
Кроме ревербераторов можно поэкспериментировать с Delay A и Delay B.
Интересный эффект получается от объекта Chorus(и Stereo Chorus). При помощи объекта APS Pitch пожно повысить или понизить голос на определенное количество полутонов. Noise Gate позволит реализовать подобие шумодава. Можно попытатьтся разобраться с широким выборов компрессоров: Dynamics Processor, APS Compressor, APS Expander.
И многое, многое другое.
Настало время выяснить на сколько хороша теория на практике. Будет проведена проверка эффективности работы, удобство и субективная оценка результата.
Параметры и оборудование:
Без фильтра | С фильтрорм |
---|---|
Слабо принимаемая станция. Диапазон 80 М. | |
wav(60kb) | wav(156kb) |
Очень слабо принимаемая станция. Диапазон 80 М. | |
wav(67kb) | wav(136kb) |
Еще одна станция. Диапазон 80 М. | |
wav(109kb) |
Маячёк. Диапазон 40 М. | |
wav(122kb) |
Параметры и оборудование:
Телеграф. Диапазон 40 М. | |
wav(134kb) wav(99kb) |
Параметры и оборудование:
SSB контест. Диапазон 80 М. | |
wav(535kb) |
CW контест. Диапазон 80 М. | |
wav(245kb) |
Параметры и оборудование:
Исходный | Программный DSP | Аппаратный DSP |
---|---|---|
wav(36kb) | wav(196kb) | wav(70kb) |
Исходный | Программный DSP | Аппаратный DSP |
---|---|---|
wav(44kb) | wav(64kb) | wav(45kb) |
В этом разделе будут рассмотрены проблемы при использовании как системы KX-драйверов, так и аппаратной части, которая используется для связи с трансивером. Так же будут предложены возможные способы(если они есть) решения данных проблем. Общая рекомендация: сохраняйте схемы DSP в файлы, чтобы их каждый раз заново не рисовать.
В связи с тем, что обработка звука ведется аппаратно сигнальным процессором EMU 10k1/k2, то есть и определенные ограничения. Сигнальный процессор выполняет программу по обработке звука в своей собственной физической памяти, пользуется своими регистрами. Все эти ресурсы имеют определенные пределы. Каждый объект обработки сигнала отнимает определенные ресурсы сигнального процессора.
При создании схемы в DSP можно всегда видеть оставшиеся ресурсы:
Так же у каждого объекта схемы в контекстном меню(правая кнопка мыши по объекту) есть пункт "Инфо...".
Устранение проблемы
Из документации известно, что платы с чипом EMU 10k2 имеют лучшие параметры и больше ресурсов, поэтому лучше использовать именно его. Полностью проблему ресурсов решить не удастся никогда, поэтому необходимо принимать следующие меры: при создании больших ресурсоемких схем необходимо следить за свободными ресурсами и удалять ненужные ресурсоемкие элементы(FXMix2, Reverb Lite, Stereo Chorus, xrouting, Surrounder из схемы по умолчанию). Так как радиосигнал в основном МОНО, то использовать моно-объекты; использовать оба канала последовательно.
Объект | Инструкций | Регистров | ITram | XTram |
---|---|---|---|---|
FXBus | 0 | 16 | 0 | 0 |
prolog | 14 | 28 | 0 | 0 |
epilog | 76 | 68 | 0 | 0 |
xrouting | 42 | 62 | 0 | 0 |
peak | 4 | 6 | 0 | 0 |
Mono Mix | 6 | 2 | 0 | 0 |
EQ Bandpass | 18 | 20 | 0 | 0 |
EQ Notch | 18 | 20 | 0 | 0 |
EQ Highpass | 18 | 20 | 0 | 0 |
EQ Lowpass | 18 | 20 | 0 | 0 |
EQ G10 | 104 | 88 | 0 | 0 |
Timbre | 14 | 15 | 0 | 0 |
EQ P1 | 14 | 15 | 0 | 0 |
EQ P1(mono) | 7 | 11 | 0 | 0 |
EQ P5 | 55 | 49 | 0 | 0 |
EQ P5(mono) | 28 | 37 | 0 | 0 |
Reverb Lite | 77 | 131 | 2943 | 62590 |
Reverb R | 90 | 138 | 2943 | 62592 |
Stereo Chorus | 28 | 38 | 2888 | 0 |
Не смотря на то, что карта имеет много физических входов(линейный, микрофонный), запись может производиться только с одного источника(*). Поэтому если есть желание использовать карту для обработки звука как на прием, так и на передачу, то могут возникнуть сложности: на обработку нужно подать сигнал с приемника и сигнал с микрофона. Внутри DSP разделить сигналы никакой сложности не составит, вывести их отдельно друг от друга на разные физические выходы тоже.
Устранение проблемы
Если создать цепочку из большого количества фильтров(пример SSB фильтр), то при необходимости смены параметра всего этого фильтра нужно будет поменять параметры в каждом. Это достаточно долго, к тому же за это время ситуация в эфире может значительно измениться. Нормального решения этой проблемы пока не найдено.
Устранение проблемы
Дело в том, что в современные материнские платы теперь встраиваются достаточно хорошие звуковые платы. Необходимость в звуковой плате, как в отдельном устройстве давно отпала. Если кто и покупает карту отдельно, то чаще или какую либо самую дешевую, либо наоборот очень серьёзную. Так же сейчас сложно найти плату Creative SB Live. Цена на нее в свое время упала даже до отметки около 950р. Появилось большое количество звуковых карт Audigy и не понятно поддерживаются ли они KX-драйверами
Устранение проблемы
В процессе написания данной статьи я много узнал о KX-драйверах и смог получше разобраться в их использовании. Разобрался в использовании KX-драйверов в повседневной работе на ПК, при прослушивании звука, при звукозаписи. Так же попытался использовать звуковую плату для обработки сигнала при работе в эфире. По определенным параметрам система KX-драйверов проигрывает программным DSP фильтрам: по удобству и простоте управления; по другим параметрам показывает неплохие результаты: отсутствие задержки при обработке сигнала, отсутствие загрузки процессора, большая гибкость при создании схем обработки, сигнал после обработки получается более естественный. Так же прельщает KX широкими возможностями по обработке сигнала с микрофона перед передачей в эфир: любители HiFi SSB для обработки сигнала используют специальные устройства обработки звука(эквалайзеры, компрессоры, эхопроцессоры), современные модели которых сейчас практически полностью выполнены с применением DSP. Использование платы creative совместно с KX - драйверами позволит немного сэкономить бюджет при создании мини HiFi SSB "студии". И в целом очень приятно иметь дополнительные возможности от, казалось бы, обычной карты за 1000 рублей.
Думаю на этом мои эксперименты с KX и Live не закончены, т.к. остались не изученными возможности asio, самостоятельного программирования dsp.
1.http://www.moline.ru/equip/studio/soundcrd/sbliveundoc2/kx.php
2.KX Help(674kb)
3.RW3PS
4.WWW.KXProject.com
1.KX-Драйверы (4215kb)
2.Дополнения(231kb)
3.Скины(2827kb)
4.Программный DSP(159kb)
5.SpetraLab(1117kb)