Телеграфная азбука или "морзянка" - плод изобретения англичанина - Самуэла Морзе- используется в любительской радиосвязи и по сей день. Несмотря на появление компьютеров, и широкого распространения цифровых видов связи не только у профессионалов, но и у любителей, телеграф (или CW) остается одним из основных видов излучения.
   Современные Лицензии на работу в эфире позволяют использовать некоторые любительские диапазоны и без знания телеграфа, однако могу авторитетно заявить, такие радиолюбители теряют значительную часть потрясающих ощущений, которые дарит нам мир Ham Radio. Как говорил известный полярник-радиолюбитель Эрнст Теодорович Кренкель (RAEM): Радиолюбитель, незнающий телеграфа, - радиоинвалид... Поскольку наше хобби весьма многогранно,то среди радиолюбителей встечаются и убежденные телеграфисты (CW ONLY) и противники этого вида излучения. Я не хочу вам ничего навязывать,а просто предлагаю попробовать все же изучить телеграф, а затем уже решать: пользоваться вам им или нет, тем более,что минимальные требования по приему CW необходимы для получения радиолюбительской лицензии 1-3 категории. В азбуке морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). За единицу длительности в телеграфной азбуке принимается длительность точки. Длительность тире равняется длительности трех точек. Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове 3 точки. Пауза между словами 7 точек.
   Вся сложность изучения азбуки морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы. Даже наоборот, это очень вредно для последующего серьезного изучения CW. Поначалу, на малых скоростях, вам, возможно, удасться просчитать количество точек и тире, но при увеличении скорости вы наверняка собъетесь!
   Для того чтобы серьезно изучить телеграф нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а "напевы", которые получаются, когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев "Фи-ли-мон-чик", то это значит была передана буква "F".
Русский алфавит | Латинский алфавит | Код Азбуки Морзе |
---|---|---|
А | A | ● ▬ |
Б | B | ▬ ● ● ● |
В | W | ● ▬ ▬ |
Г | G | ▬ ▬ ● |
Д | D | ▬ ● ● |
Е | E | ● |
Ж | V | ● ● ● ▬ |
З | Z | ▬ ▬ ● ● |
И | I | ● ● |
Й | J | ● ▬ ▬ ▬ |
К | K | ▬ ● ▬ |
Л | L | ● ▬ ● ● |
М | M | ▬ ▬ |
Н | N | ▬ ● |
О | O | ▬ ▬ ▬ |
П | P | ● ▬ ▬ ● |
Р | R | ● ▬ ● |
С | S | ● ● ● |
Т | T | ▬ |
У | U | ● ● ▬ |
Ф | F | ● ● ▬ ● |
Х | H | ● ● ● ● |
Ц | C | ▬ ● ▬ ● |
Ч | - | ▬ ▬ ▬ ● |
Ш | - | ▬ ▬ ▬ ▬ |
Щ | Q | ▬ ▬ ● ▬ |
Ы | Y | ▬ ● ▬ ▬ |
Ь | X | ▬ ● ● ▬ |
Э | - | ● ● ▬ ● ● |
Ю | - | ● ● ▬ ▬ |
Я | - | ● ▬ ● ▬ |
Цифры и знаки препинания | Код Азбуки Морзе |
---|---|
1 | ● ▬ ▬ ▬ ▬ |
2 | ● ● ▬ ▬ ▬ |
3 | ● ● ● ▬ ▬ |
4 | ● ● ● ● ▬ |
5 | ● ● ● ● ● |
6 | ▬ ● ● ● ● |
7 | ▬ ▬ ● ● ● |
8 | ▬ ▬ ▬ ● ● |
9 | ▬ ▬ ▬ ▬ ● |
0 | ▬ ▬ ▬ ▬ ▬ |
, | ● ▬ ● ▬ ● ▬ |
. | ● ● ● ● ● ● |
; | ▬ ● ▬ ● ▬ |
: | ▬ ▬ ▬ ● ● ● |
? | ● ● ▬ ▬ ● ● |
№ | ▬ ● ● ▬ ● |
" | ● ▬ ● ● ▬ ● |
' | ● ▬ ▬ ▬ ▬ ● |
( ) | ▬ ● ▬ ▬ ● ▬ |
! | ▬ ▬ ● ● ▬ ▬ |
- | ▬ ● ● ● ● ▬ |
ждать | ● ▬ ● ● ● |
понял | ● ● ● ▬ ● |
/ | ▬ ● ● ▬ ● |
знак раздела | ▬ ● ● ● ▬ |
Перебой (исправление) | ● ● ● ● ● ● ● ● |
Начало передачи | ▬ ● ● ▬ ▬ ● |
Готовность к приему | ● ▬ ▬ ● ▬ ▬ ▬ |
Начало действия | ● ▬ ● ▬ ● ▬ ● ▬ ● ▬ |
Окончание передачи | ● ▬ ● ▬ ● |
   В последнее время для ускоренного обучения радистов приему на слух и передаче на ключе телеграфной азбуки все большее распространение получает новая методика, в основу которой положена система словесного выражения кода Морзе - СВКМ (см. "Радио", 1973, № 6, "Техника и вооружение", 1973, № 3).
   Квалифицированное использование системы СВКМ позволяет добиться высоких результатов в подготовке радиотелеграфистов. Это, например, подтверждает опыт работы Костромской РТШ, где применяют новую методику обучения, и отзывы, поступающие из воинских частей, в которых проходят службу выпускники этой радиошколы: радиотелеграфисты, подготовленные Костромской РТШ, уже после двух месяцев службы были допущены к самостоятельному несению радиовахты.
   Система СВКМ успешно применяется в Армавирской РТШ и других учебных организациях, готовящих радиотелеграфистов для службы в армии.
   В 1976-1977 гг. в ряде РТШ ДОСААФ и учебных подразделений войсковых частей был проведен эксперимент, позволивший определить, как сами обучаемые оценивают, различные наборы слов - "мелодий" системы СВКМ с точки зрения лучшего их восприятия. В результате были отобраны слова, получившие наибольшее количество баллов (см. таблицу).
   В отличие от набора слов - "мелодий", опубликованных в журнале "Радио" (1973, № 6), здесь произведены незначительные изменения в соответствии с принципами построения системы словесного выражения кода Морзе (СВКМ), сущность которой, напомним, заключается в следующем:
- комбинации длинных и коротких звуковых импульсов (точек и тире), образующие знаки кода Морзе, обозначаются комбинациями слогов одного из знакомых слов русского языка. Это слово должно начинаться с той буквы, которой оно трансформируется в код Морзе, либо отражать смысл обозначаемого знака (для цифр, мягкого, разделительного и т. п. знаков);
- количество слогов в этом слове должно быть равно количеству звуковых импульсов (точек и тире), комбинации которых образуют знаки азбуки кода Морзе;
- слоги, в состав которых входят гласные а, о, ы, должны соответствовать тире, а все остальные слоги и слог ай - точке;
- для придания ритмической структуры, отражающей ритмическую структуру знаков кода Морзе на все слоги, содержащие гласные а, о, ы (за исключением слога ай), т. е. на слоги, обозначающие тире, всегда ставится ударение вне зависимости от того ударения, которое обычно ставится в выбранном слове. Все остальные слоги - безударные.
   Методика ускоренного обучения радиотелеграфистов с помощью системы СВКМ не сложна. При разучивании графического обозначения знаков кода Морзе обучаемому нужно запомнить набор слов, обозначающих знаки кода, и правила построения системы СВКМ. Затем, в соответствии с этими правилами, поставить над слогами, в состав которых входят гласные а, о, ы, тире (-), а над остальными слогами - точку (.). Например: Д - домики (до-ми-ки). При приеме на слух комбинации звуковых импульсов сопоставляются со слогами выбранного слова и записывается первая буква этого слова.
   При передаче на ключе обучаемый мысленно произносит слово, обозначающее передаваемый знак, и синхронно с произношением манипулирует телеграфным ключом. Например, при передаче знаков Д обучаемый произносит до-ми-ки и синхронно с произношением манипулирует ключом.
   Следует еще раз заметить, что знание обучаемым принципов построения системы СВКМ позволяет ему осмысленно и активно применять набор слов - "мелодий" при разучивании азбуки кода Морзе, при выработке навыков скоростного приема и передачи сигналов по этому коду.
Буквы и цифры | Словесное обозначение | Слоговое обозначение | Код Морзе |
---|---|---|---|
А | айда | ай-да | ● ▬ |
Б | баки текут | бa-ки-те-кут | ▬ ● ● ● |
В | видала | ви-да-ла | ● ▬ ▬ |
Г | гаражи | га-ра-жи | ▬ ▬ ● |
Д | домиики | до-ми-ки | ▬ ● ● |
Е | есть | есть | ● |
Ж | железисто | же-ле-зи-сто | ● ● ● ▬ |
З | закатики | за-ка-ти-ки | ▬ ▬ ● ● |
И | иди | и-ди | ● ● |
Й | йесна пара | йес-на-па-ра | ● ▬ ▬ ▬ |
К | как же так | как-же-так | ▬ ● ▬ |
Л | лунатики | лу-на-ти-ки | ● ▬ ● ● |
М | мама | ма-ма | ▬ ▬ |
Н | номер | но-мер | ▬ ● |
О | около | о-ко-ло | ▬ ▬ ▬ |
П | пила поет | пи-ла-по-ет | ● ▬ ▬ ● |
Р | решает | ре-ша-ет | ● ▬ ● |
С | синее | си-не-е | ● ● ● |
Т | так | так | ▬ |
У | унесла | у-не-сла | ● ● ▬ |
Ф | филимончик | фи-ли-мон-чик | ● ● ▬ ● |
Х | химичите | хи-ми-чи-те | ● ● ● ● |
Ц | цапли наши | ца-пли-на-ши | ▬ ● ▬ ● |
Ч | чаша тонет | ча-ша-то-нет | ▬ ▬ ▬ ● |
Ш | шаровара | ша-ро-ва-ра | ▬ ▬ ▬ ▬ |
Щ | ща вам не ша | ща-вам-не-ша | ▬ ▬ ● ▬ |
Ь | то мягкий знак | то-мяг-кий-знак | ▬ ● ● ▬ |
Ы | ы не надо | ы-не-на-до | ▬ ● ▬ ▬ |
Э | элероники | э-ле-ро-ни-ки | ● ● ▬ ● ● |
Ю | юлиана | ю-ли-а-на | ● ● ▬ ▬ |
Я | я мал, я мал | я-мал-я-мал | ● ▬ ● ▬ |
Рзд | разделите.ка | ра-зде-ли-те-ка | ▬ ● ● ▬ ● |
1 | и только одна | и-то-лько-о-дна | ● ▬ ▬ ▬ ▬ |
2 | две не хорошо | две-не-хо-ро-.шо | ● ● ▬ ▬ ▬ |
3 | три тебе мало | три-те-бе-ма-ло | ● ● ● ▬ ▬ |
4 | четверите.ка | че-тве-ри-те-ка | ● ● ● ● ▬ |
5 | пятилетие | пя-ти-ле-ти-е | ● ● ● ● ● |
6 | по шести бери | по-ше-сти-бе-ри | ▬ ● ● ● ● |
7 | да, да семери | да-да-се-ме-ри | ▬ ▬ ● ● ● |
8 | восьмого иди | во-сьмо-го-и-ди | ▬ ▬ ▬ ● ● |
9 | нона нонами | но-на-но-на-ми | ▬ ▬ ▬ ▬ ● |
0 | ноль то около | ноль-то-о-ко-ло | ▬ ▬ ▬ ▬ ▬ |