Азбука Морзе

   Телеграфная азбука или "морзянка" - плод изобретения англичанина - Самуэла Морзе- используется в любительской радиосвязи и по сей день. Несмотря на появление компьютеров, и широкого распространения цифровых видов связи не только у профессионалов, но и у любителей, телеграф (или CW) остается одним из основных видов излучения.

   Современные Лицензии на работу в эфире позволяют использовать некоторые любительские диапазоны и без знания телеграфа, однако могу авторитетно заявить, такие радиолюбители теряют значительную часть потрясающих ощущений, которые дарит нам мир Ham Radio. Как говорил известный полярник-радиолюбитель Эрнст Теодорович Кренкель (RAEM): Радиолюбитель, незнающий телеграфа, - радиоинвалид... Поскольку наше хобби весьма многогранно,то среди радиолюбителей встечаются и убежденные телеграфисты (CW ONLY) и противники этого вида излучения. Я не хочу вам ничего навязывать,а просто предлагаю попробовать все же изучить телеграф, а затем уже решать: пользоваться вам им или нет, тем более,что минимальные требования по приему CW необходимы для получения радиолюбительской лицензии 1-3 категории. В азбуке морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). За единицу длительности в телеграфной азбуке принимается длительность точки. Длительность тире равняется длительности трех точек. Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове 3 точки. Пауза между словами 7 точек.

   Вся сложность изучения азбуки морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы. Даже наоборот, это очень вредно для последующего серьезного изучения CW. Поначалу, на малых скоростях, вам, возможно, удасться просчитать количество точек и тире, но при увеличении скорости вы наверняка собъетесь!

   Для того чтобы серьезно изучить телеграф нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а "напевы", которые получаются, когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев "Фи-ли-мон-чик", то это значит была передана буква "F".

Русский алфавитЛатинский алфавит Код Азбуки Морзе
АA● ▬
БB▬ ● ● ●
ВW● ▬ ▬
ГG▬ ▬ ●
ДD▬ ● ●
ЕE
ЖV● ● ● ▬
ЗZ▬ ▬ ● ●
ИI● ●
ЙJ● ▬ ▬ ▬
КK▬ ● ▬
ЛL● ▬ ● ●
МM▬ ▬
НN▬ ●
ОO▬ ▬ ▬
ПP● ▬ ▬ ●
РR ● ▬ ●
СS● ● ●
ТT
УU● ● ▬
ФF● ● ▬ ●
ХH● ● ● ●
ЦC▬ ● ▬ ●
Ч-▬ ▬ ▬ ●
Ш-▬ ▬ ▬ ▬
ЩQ▬ ▬ ● ▬
ЫY▬ ● ▬ ▬
ЬX▬ ● ● ▬
Э-● ● ▬ ● ●
Ю-● ● ▬ ▬
Я-● ▬ ● ▬


Цифры и знаки препинанияКод Азбуки Морзе
1● ▬ ▬ ▬ ▬
2● ● ▬ ▬ ▬
3● ● ● ▬ ▬
4● ● ● ● ▬
5● ● ● ● ●
6▬ ● ● ● ●
7▬ ▬ ● ● ●
8▬ ▬ ▬ ● ●
9▬ ▬ ▬ ▬ ●
0▬ ▬ ▬ ▬ ▬
,● ▬ ● ▬ ● ▬
.● ● ● ● ● ●
;▬ ● ▬ ● ▬
:▬ ▬ ▬ ● ● ●
?● ● ▬ ▬ ● ●
▬ ● ● ▬ ●
"● ▬ ● ● ▬ ●
'● ▬ ▬ ▬ ▬ ●
( )▬ ● ▬ ▬ ● ▬
!▬ ▬ ● ● ▬ ▬
-▬ ● ● ● ● ▬
ждать● ▬ ● ● ●
понял● ● ● ▬ ●
/▬ ● ● ▬ ●
знак раздела▬ ● ● ● ▬
Перебой (исправление)● ● ● ● ● ● ● ●
Начало передачи▬ ● ● ▬ ▬ ●
Готовность к приему● ▬ ▬ ● ▬ ▬ ▬
Начало действия● ▬ ● ▬ ● ▬ ● ▬ ● ▬
Окончание передачи● ▬ ● ▬ ●

   В последнее время для ускоренного обучения радистов приему на слух и передаче на ключе телеграфной азбуки все большее распространение получает новая методика, в основу которой положена система словесного выражения кода Морзе - СВКМ (см. "Радио", 1973, № 6, "Техника и вооружение", 1973, № 3).

   Квалифицированное использование системы СВКМ позволяет добиться высоких результатов в подготовке радиотелеграфистов. Это, например, подтверждает опыт работы Костромской РТШ, где применяют новую методику обучения, и отзывы, поступающие из воинских частей, в которых проходят службу выпускники этой радиошколы: радиотелеграфисты, подготовленные Костромской РТШ, уже после двух месяцев службы были допущены к самостоятельному несению радиовахты.

   Система СВКМ успешно применяется в Армавирской РТШ и других учебных организациях, готовящих радиотелеграфистов для службы в армии.

   В 1976-1977 гг. в ряде РТШ ДОСААФ и учебных подразделений войсковых частей был проведен эксперимент, позволивший определить, как сами обучаемые оценивают, различные наборы слов - "мелодий" системы СВКМ с точки зрения лучшего их восприятия. В результате были отобраны слова, получившие наибольшее количество баллов (см. таблицу).

   В отличие от набора слов - "мелодий", опубликованных в журнале "Радио" (1973, № 6), здесь произведены незначительные изменения в соответствии с принципами построения системы словесного выражения кода Морзе (СВКМ), сущность которой, напомним, заключается в следующем:
- комбинации длинных и коротких звуковых импульсов (точек и тире), образующие знаки кода Морзе, обозначаются комбинациями слогов одного из знакомых слов русского языка. Это слово должно начинаться с той буквы, которой оно трансформируется в код Морзе, либо отражать смысл обозначаемого знака (для цифр, мягкого, разделительного и т. п. знаков);
- количество слогов в этом слове должно быть равно количеству звуковых импульсов (точек и тире), комбинации которых образуют знаки азбуки кода Морзе;
- слоги, в состав которых входят гласные а, о, ы, должны соответствовать тире, а все остальные слоги и слог ай - точке;
- для придания ритмической структуры, отражающей ритмическую структуру знаков кода Морзе на все слоги, содержащие гласные а, о, ы (за исключением слога ай), т. е. на слоги, обозначающие тире, всегда ставится ударение вне зависимости от того ударения, которое обычно ставится в выбранном слове. Все остальные слоги - безударные.

   Методика ускоренного обучения радиотелеграфистов с помощью системы СВКМ не сложна. При разучивании графического обозначения знаков кода Морзе обучаемому нужно запомнить набор слов, обозначающих знаки кода, и правила построения системы СВКМ. Затем, в соответствии с этими правилами, поставить над слогами, в состав которых входят гласные а, о, ы, тире (-), а над остальными слогами - точку (.). Например: Д - домики (до-ми-ки). При приеме на слух комбинации звуковых импульсов сопоставляются со слогами выбранного слова и записывается первая буква этого слова.

   При передаче на ключе обучаемый мысленно произносит слово, обозначающее передаваемый знак, и синхронно с произношением манипулирует телеграфным ключом. Например, при передаче знаков Д обучаемый произносит до-ми-ки и синхронно с произношением манипулирует ключом.

   Следует еще раз заметить, что знание обучаемым принципов построения системы СВКМ позволяет ему осмысленно и активно применять набор слов - "мелодий" при разучивании азбуки кода Морзе, при выработке навыков скоростного приема и передачи сигналов по этому коду.

Буквы и цифрыСловесное обозначениеСлоговое обозначениеКод Морзе
Аайдаай-да● ▬
Ббаки текутбa-ки-те-кут▬ ● ● ●
Ввидалави-да-ла● ▬ ▬
Ггаражига-ра-жи▬ ▬ ●
Ддомиикидо-ми-ки▬ ● ●
Еестьесть
Жжелезистоже-ле-зи-сто● ● ● ▬
Ззакатикиза-ка-ти-ки▬ ▬ ● ●
Иидии-ди● ●
Ййесна парайес-на-па-ра● ▬ ▬ ▬
Ккак же таккак-же-так▬ ● ▬
Ллунатикилу-на-ти-ки● ▬ ● ●
Ммамама-ма▬ ▬
Нномерно-мер▬ ●
Ооколоо-ко-ло▬ ▬ ▬
Ппила поетпи-ла-по-ет● ▬ ▬ ●
Ррешаетре-ша-ет● ▬ ●
Ссинееси-не-е● ● ●
Ттактак
Уунеслау-не-сла● ● ▬
Ффилимончикфи-ли-мон-чик● ● ▬ ●
Ххимичитехи-ми-чи-те● ● ● ●
Ццапли нашица-пли-на-ши▬ ● ▬ ●
Ччаша тонетча-ша-то-нет▬ ▬ ▬ ●
Шшаровараша-ро-ва-ра▬ ▬ ▬ ▬
Щща вам не шаща-вам-не-ша▬ ▬ ● ▬
Ьто мягкий знакто-мяг-кий-знак▬ ● ● ▬
Ыы не надоы-не-на-до▬ ● ▬ ▬
Ээлероникиэ-ле-ро-ни-ки● ● ▬ ● ●
Ююлианаю-ли-а-на● ● ▬ ▬
Яя мал, я маля-мал-я-мал● ▬ ● ▬
Рздразделите.кара-зде-ли-те-ка▬ ● ● ▬ ●
1и только однаи-то-лько-о-дна● ▬ ▬ ▬ ▬
2две не хорошодве-не-хо-ро-.шо● ● ▬ ▬ ▬
3три тебе малотри-те-бе-ма-ло● ● ● ▬ ▬
4четверите.каче-тве-ри-те-ка● ● ● ● ▬
5пятилетиепя-ти-ле-ти-е● ● ● ● ●
6по шести берипо-ше-сти-бе-ри▬ ● ● ● ●
7да, да семерида-да-се-ме-ри▬ ▬ ● ● ●
8восьмого идиво-сьмо-го-и-ди▬ ▬ ▬ ● ●
9нона нонамино-на-но-на-ми▬ ▬ ▬ ▬ ●
0ноль то околоноль-то-о-ко-ло▬ ▬ ▬ ▬ ▬
Хостинг от uCoz